Методическая работа в образовательном учреждении является одной из важных составных частей образовательной деятельности и представляет собой совокупность мероприятий, организуемых руководящим и педагогическим составом с целью совершенствования методики, повышения качества проведения всех видов занятий, разработки и внедрения новых методов и средств обучения, базирующихся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленных на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя.
Методическая работа ориентирована, прежде всего, на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, и, в конечном счете - на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития обучающихся.
Цель методической работы – повышение профессионального уровня педагогов, формирование педагогического мастерства, творчества для сохранения и развития положительных результатов в обучении и воспитании обучающихся.
Название коллегиального органа управления
Основные задачи и функции
Главные задачи органа управления
-Удовлетворение актуальных профессионально-образовательных потребностей педагогов и руководителя школы;
-Обеспечение условий для профессионального развития всех членов педагогического коллектива;
-Научно-методическое обеспечение реализации ФГОС;
-Методическое сопровождение аттестации педагогических работников;
-Создание в школе коллектива единомышленников.
Орган управления осуществляет следующие функции
Содержание работы органа управления
Цели, задачи, содержание, направления деятельности методической службы образовательного учреждения
Цель методической службы ОУ - повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников, обеспечение условий и ресурсов для непрерывного профессионального образования и самосовершенствования педагогических кадров, развитие творческого и инновационного потенциала педагогического коллектива в целом.
Задачи методической службы:
• Удовлетворение актуальных профессионально-образовательных потребностей педагогов и руководителей ОУ;
• Обеспечение условий для профессионального развития всех членов педагогического коллектива;
• Научно-методическое обеспечение реализации ФГОС;
• Методическое сопровождение аттестации педагогических работников;
• Создание в ОУ коллектива единомышленников.
Содержанием методической работы в общеобразовательном учреждении являются:
-совершенствование учебно-воспитательного процесса (контроль, диагностика, анализ, коррекция результатов учебно-воспитательной работы);
-повышение профессиональной подготовки учителей на основе
использования современных информационных технологий;
- разработка учебно-методической документации;
-организационно-методическое обеспечение научно-исследовательской работы, инновационных процессов;
- технологическое обеспечение образовательного процесса;
- организация работы учителей по самообразованию;
- выявление, обобщение и распространение положительного опыта работы учителей;
- проведение профессиональных смотров, конкурсов;
- аттестация педагогических кадров.
К основным направлениям деятельности методической службы относятся:
Аналитическая деятельность:
• мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогических работников;
• создание базы данных о педагогических работниках образовательного учреждения;
• изучение и анализ состояния и результатов методической работы в ОУ, определение направлений ее совершенствования;
• выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;
• сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы ОУ;
• изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
Информационная деятельность:
• формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);
• ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;
• ознакомление педагогических и руководящих работников ОУ с опытом инновационной деятельности;
• информирование педагогических работников ОУ о новых направлениях в развитии образования, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
• создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности.
Организационно-методическая деятельность:
• изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;
• прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
• организация методических объединений педагогических работников ОУ;
• организация сети методических объединений педагогических работников образовательных учреждений;
• участие в разработке программ развития образовательных учреждений;
• организация методического сопровождения профильного обучения в общеобразовательных учреждениях;
• методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению ЕГЭ;
• обеспечение комплектования фондов учебников, учебно-методической литературы ОУ;
• подготовка и проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства педагогических работников ОУ;
• организация и проведение конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся ОУ;
• взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием и учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования.
Консультационная деятельность:
• организация консультационной работы для педагогических работников ОУ;
• популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований;
• консультирование педагогических работников ОУ и родителей по вопросам обучения и воспитания детей.
Современные направления деятельности методической службы
В области информатизации системы образования:
• создание системы дифференцированных сервисных услуг непрерывного образования педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, методическое сопровождение процесса непрерывного образования;
• организация сетевого информационно-коммуникационного обслуживания ОУ;
• анализ состояния подготовленности кадров в области владения компьютером, информационными технологиями;
• анализ состояния научного, учебно-методического, научно-технического обеспечения ОУ;
• участие в разработке курсовой системы подготовки педагогических и руководящих работников ОУ по проблемам информатизации системы образования;
• организация и проведение всеобуча по информационным технологиям для педагогических и руководящих работников ОУ.
Виды и формы организации методической работы
Различают следующие виды методической работы: работа с педагогическими кадрами по реализации задач школы; работа по организации методического обеспечения УВП; работа с молодыми специалистами, работа по внедрению педагогического опыта, работа по самообразованию; организация педагогического мониторинга.
Форма методической работы– это внешняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов, методического процесса, отражение системы его компонентов и условных связей.
Важным моментом в методической работе является выбор формы проведения мероприятия. Формы методической работы определяются с учетом деятельностного подхода. В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), а также по степени активности участников (пассивные, активные, интерактивные). Пассивные формы работы ориентированы в большой степени на репродуктивную мыслительную деятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов. Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов. Интерактивные формы предполагают создание нового образовательного продукта в процессе взаимодействия вовлеченных в образовательный процесс субъектов.
Наиболее эффективными формами методической работы на современном этапе являются: семинар-практикум, научно-практическая конференция, методическая декада, методический фестиваль, мастер-класс, методический мост, дискуссия, методический ринг, деловая игра, тренинг, видеотренинг, педагогические чтения, профессиональная выставка, защита проекта, открытый урок, учебные, организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития.
Формы организации методической работы: совещание при директоре, заседания методических объединений, наставничество, открытые уроки и мероприятия, взаимопосещение уроков, тематические предметные недели, биндивидуальные беседы и консультации, контрольные срезы, диагностика педагогических кадров, работа творческих групп и др.